Компьютеры и современные гаджеты

Есть в славных белорусских землях небольшой городок Жодино, ну как небольшой, чуть больше 60 тысяч жителей… Расположен он на железнодорожной ветке Минск-Орша, по которой я проезжаю каждый год, когда еду погостить у своей родни. Но сидеть на одном месте мне скучно, и поэтому я каждый день стараюсь использовать с толком. На ветке расположены города Борисов, Крупки, Бобр, Толочин, Орша, и, самый близкий к Минску, не считая райцентра Смолевичи - Жодино. Я исследовал практически всю ветку, и на сегодняшний день остался только райцентр и маленький городок Бобр. Но о других городах потом, а сегодня у нас прогулка по Жодино.

Отправился с утречка, на станции взял билет в обе стороны, чтобы благополучно вернуться к ужину, и сел на электричку. Надо признать - люблю я белорусские электрички, мне в них хорошо и комфортно, в отличие от их польских собратьев. Вроде там и сиденья мягкие, но вот неудобно и все…

Станций в городе две - Жодино и Жодино Южное, а сама железная дорога разделяет город на две части. Я вышел на центральной станции и отправился исследовать юго-восточную часть города. Само здание станции, надо сказать, было чистеньким, свежеокрашенным и аккуратным, собственно, как и большинство белорусских железнодорожных станций вообще.
Первые минуты город производил впечатление большой деревни, или поселка. По сторонам улицы какие-то старые заборчики, за ними деревянные домики. По обочинам местами припаркованы видавшие виды автомобильчики и мотоциклы. Ничего особенно интересного, но идти приятно.

Вскоре я вышел к водоему, который на первый взгляд напоминал озеро. Но на деле это была река Плиса, искусственно расширенная плотиной в этом месте. Река здесь выполняет сразу две функции, выступает как охладитель для станции ТЭЦ (до 1979 года - ГРЭС) на противоположном берегу, и служит любимым местом для отдыха местных жителей.

На восточной части противоположного берега раскинулся относительно облагороженный пляж, и, надо сказать, народу в этот день там собралось довольно прилично.

Но мне больше понравилась та часть реки, где находился я. Симпатичные заросшие берега, тина на воде, старая лодка на проржавевшей цепи… и никого народу. Немного отдохнув, я отправился дальше, река, конечно, хорошо, но хотелось посмотреть город.

Проходя по улочке, я заметил, по правую руку от меня, симпатичный деревянный домик, свежевыкрашенный в желтый цвет. Дворик также был ухожен и приятен на вид. Домик оказался домом-музеем Анастасии Фоминичны Куприяновой, известной тем, что во время Второй Мировой войны она потеряла на войне пятерых сыновей, все они ушли сражаться с фашистами, и никто из них уже не вернулся домой.

В домик-музей я не заходил, но к истории о семье Куприяновых я еще чуть позже вернусь. А пока я решил постепенно перебраться в другую часть города, и свернул на север, в сторону железной дороги. И тут заметил очень интересное местечко.

Зеленая симпатичная полянка, а на ней маленькие деревянные домики, что-то наподобие ретродеревни в миниатюре. Очень приятно, когда в городке есть своя изюминка. Одной из таких изюминок можно назвать и это местечко названое «Багуслаў Поле», и пусть в крайне простой форме, но отражающее быт на белорусской земле в старину, напоминающее об истории этой земли.

В миниатюре реконструированы несколько домиков, мельница, колодец, также из дерева вырезано несколько фигур, и собачка, выглядывающая из будки. Перед воротами стоит деревянный сруб с надписью на белорусском языке: «365 год таму назад на злучыне Плісы і Жодзінкі Багуславам Радзівілам заснавана мястэчка Багуслаў Поле, якое паклала пачатак гораду Жодзіна. Ва ушанаванне той даўняй падзеі устаноўлены гэты памятны знак». За несколько лет сруб изрядно потрескался и надпись читается уже с некоторым трудом.

История города начинается с XVII века, до этого о поселении практически ничего не известно. И эта самая история неразрывно связана с именем Богуслава Радзивилла, одного из известнейших людей своего времени. Так уж получается, что куда в Беларуси не ткнись, везде так или иначе мы попадаем на того или иного представителя рода Радзивиллов, они владели землями, замками, и занимали самые высокие посты, как в Великом Княжестве Литовском, Речи Посполитой, так и в сопредельных странах.

Богуслав славился своим скверным характером и был завзятым дуэлянтом. Так однажды он даже провел один день в Бастилии, за дуэль с графом де Рье. В Париже князь бывал частенько и даже присутствовал на крещении сына короля Людовика XIII, ставшего впоследствии одним из самых известных французских монархов. Помните знаменитое: «Государство это я». Правда у нас в стране и Людовик XIV и его отец больше известен по книгам Александра Дюма и соответствующим экранизациям. Кстати Богуслав был в хороших отношениях и с другими известными нам персонажами - кардиналом Мазарини и Анной Австрийской.
Впрочем Богуслав Радзивилл и сам попал на страницы исторических романов. Так в романе Генрика Сенкевича «Потоп» его персонаж - одна из центральных фигур, правда, отрицательных.

Родился Богуслав в городе Гданьске, в 1620 году. Наверное, тут можно пару слов рассказать о его предках. Богуслав был правнуком великого гетмана литовского Николая Радзивилла, и сыном виленского каштеляна Януша Радзивилла, мать - Елизавета София Брандербургская, дочь маркграфа курфюрста Брандербурга Иоанна Георга. Также среди предков были - король Польши Казимир IV, и великие князья литовские Кейстут и Витовт. Впрочем если углубляться в родословную Радзивиллов, то можно с головой утонуть в именах, титулах, и званиях.

Так или иначе, но отца своего Богуслав не видел, Януш Радзивилл умер в том же году, в котором родился его сын. Но Богуслав стал обладателем огромного количества земель, среди которых было и имение Смолевичи, которое лежало на торговом пути из Польши в Россию. Торговля расширялась, и Богуслав решил заложить на восточной окраине своего имения новый город, который бы мог улучшить сообщение между городом Смолевичи и городом Борисовом.

Таким образом на месте непролазных дремучих лесов в 1643 году было основано поселение, первоначально получившие название в честь своего основателя - Багуслаў Поле.
В центре поселения был большой рынок, прямоугольный по форме. А от него уже во все стороны расходились улицы, одна из них, с северо-западной стороны, выходила на Борисовский тракт.

Обживаться на новом месте было не просто, надо было расчищать вырубки, выкорчовывать пни, налаживать быт, торговлю. Чтобы привлечь в поселение побольше жителей Богуслав дал местечку “слабаду”, то есть на 25 лет освободил его от податей и налогов.

Тогда и стали съезжаться в Багуслаў Поле многочисленные купцы, ремесленники, мастеровые. Поселение стало развиваться стремительно, бойко пошла торговля, строились жилые и хозяйственные дома, торговаые лавки, мельницы. На расчищенных от пней вырубках засеивались поля. Согласно описи имения Смолевичи, от 1665 года, поселение насчитывало 97 дворов. Портные, кузнецы, мельники и пекари, скорняки и точильщики - практически любое ремесло находило себе свое место и приносило прибыль и доход. И это несмотря на тяжелое для страны время (становление города как раз пришлось на время войны между Россией и Речью Посполитой, 1654-1667).

В поселении была и церковь. Учитывая то, что Богуслав Радзивилл всю жизнь оставался в лоне кальвинистической церкви следует полагать, что и церковь святого Петра в Багуслаў Поле была той же формации. Богуслав старался на корню пресекать распространение униатства (религиозное направление широко развернувшееся в Беларуси после Брестской унии 1596 года, сейчас оно известно нам под названием грекокатоличество). Если говорить о кальвинизме, то это направление протестантизма с некоторыми весьма интересными идеями. Так, например, кальвинизм не признает монашество, вполне логично считая, что оно противоречит божественному замыслу.

Сам Богуслав Радзивилл не так часто был в своем имении Смолевичи, чаще он был в своей Слуцкой резиденции, или вовсе заграницей. В последнее время будучи генерал-губернатором герцогства Пруссия вместе с женой много времени проводил в Кёнигсберге. В 1667 году его жена Мария умерла от родов, а в 1669 году, во время охоты на куропаток, завершился и земной путь Богуслава. Похоронен он был в Кафедральном соборе Кёнигсберга, и по некоторым данным, надгробная плита сохранилась в соборе до настоящего времени.

После смерти князя все имения перешли во владения его двухлетней дочери Людвике Каролине Радзивилл. Имение Смолевичи разделили на несколько частей, и часть из них сдавалось в аренду, в том числе и Багуслаў Поле. Количество дворов сократилось. В 1669 году их было - 58, в 1675 уже 53. Церковь святого Петра стала католической, но вскоре, во время Северной войны, сгорела. Другая церковь, Троицкая, изначально построенная как православная, была насильственно переведена в униатство и стала Петропавловской.


Покинув ретродеревеньку я перешел железнодорожные пути и оказался в северной части города, до центра было еще несколько далековато, и сначала мне предстояло пройти некоторое расстояние вдоль длинной белой стены за которой расположился комплекс автозавода БелАЗ. Да, именно здесь выпускаются огромные карьерные самосвалы, грузоподъемностью до 360 тонн, известные по всему миру. Но все самое интересное было спрятано за стеной.
Но и помимо завода в городе есть еще много вещей достойных нашего внимания. О них пойдет речь во второй части рассказа . Я, как и обещал, вернусь к истории о грустной судьбе Анастасии Куприяновой, потерявшей на войне своих сыновей, а также покажу несколько жодинских храмов, построенных относительно недавно, но очень даже симпатичных.

Последнее время среди туристов набирает популярность не просто обычный туризм со всеми условиями и удобствами, а туризм, который пропитан духом дикой природы. Для таких туристов можно предложить сделать выбор в пользу Жодино.

Как можно добраться до Жодино

Жодино далек от того, чтобы называться истинно современным городом и не странно, что в этом городке отсутствует аэропорт. Добраться до Жодино не составит труда, если Вы находитесь в столице Белоруссии, городе Минске. Для этого Вам надо будет добраться до восточного вокзала в Минске и сесть на электричку до Орша или Борисова, так как Жодино находится как раз на пути к этим городам.

В зависимости от времени, в которое Вы планируете поехать, поездка может длиться от сорока минут до полутора часа.

Электрички, которые доезжают в течении часа, отбывают от вокзала в семь сорок и девять двадцать семь утром, а также пятнадцать двадцать один днем. Вечером все электрички не приезжают раньше, чем за семьдесят минут. В процессе поездки от Минска до Жодино надо будет преодолеть 84 километра и 14 станций: Тракторный, Степянка, Озерище, Колодищи, Садовый, Городище, Слобода, Домашаны, Загорье, Смолевичи, Заречное, Красное знамя, Барсуки, Жодино-Южное. После станции Жодино-Южное будет станция Жодино, на которой и следует выходить.

Что следует посмотреть в Жодино

Конкретно, в городе мало достопримечательностей, которые могли бы увлечь туриста. Большое обилие озер и партизанских лесов делают город привлекательным для пеших прогулок, купальных процедур. Дикая природа завораживает своей красотой, к которой не прикоснулась рука человека. Благодаря развитости транспорта в этом районе, можно с легкостью осмотреться не только в городе Жодино, но и побывать в других городах Минской области, которые расположены неподалеку от него. ? Читайте специальную статью!

Сначала можно отправиться в "Хатынь". Раньше это была деревня, но в 1943 году ее сравняли с землей и с тех пор это место остается в качестве памяти о павших на войне героях. Мемориальный комплекс содержит в себе не только память о деревне Хатынь, но и об остальных деревнях, которые были подвергнуты уничтожению.

В самом городе находится фундамент уятинской церкви, а также мощеная улица, которая была выстроена во времена правления Екатерины Второй.

Также интерес Жодино может предоставить в виде старой средневековой деревни и водяной мельницы. Говорят, что город возвели вокруг этой деревни, которая была выстроена раньше.
Любители флоры могут посетить дендропарк.

Привлекательность его для туристов состоит в том, что на достаточно большой площади располагаются большие засевы деревьев и других растений, разновидность которых насчитывать более 100 видов.

Остальные достопримечательности относятся к военной эпохе и находятся не в самом городе Жодино, а на шоссе из города в другие поселки. Любители подобных вещей могут посетить такие монументы, как Дальва и Разгром, которые были воздвигнуты в память о погибших на войне людях.

Цены в магазинах и ресторанах

В последние несколько лет в городе все популярнее становятся кофейни. В Жодино эти заведения предлагают хороший выбор кофе по достаточно разумным ценам. В кофейне можно спокойно посидеть, побеседовать с друзьями или сотрудниками по работе, а также посидеть в сети интернет через Wi-fi соединение.

В случае, если Ваша цель не просто кофе попить, а еще и хорошо пообедать, то стоит пойти в кафе Жодино. В них можно заказать хорошую еду, а не просто закуски, как в кофейне. Цены - некусачие. Обычно кафе пользуются популярностью среди рабочего класса, которые заходят в них пообедать.
Рестораны в городе тоже присутствуют. Несмотря на отдаленность города от Минска, здесь можно встретить рестораны итальянской, французской, немецкой и русской кухни.

Цены в таких заведениях, как правило, выше, чем в кафе, но и обслуживание официантов на достаточно более высоком уровне.
Для любителей баров есть и такие заведения. Они продают пиво разных сортов. Есть бары с немецким, чешским пивом, английским элем. В качестве закуски могут предоставить орешки, сухарики или сушеную рыбу. В таких местах обычно собираются либо истинные любители барного пива либо фанаты футбольных клубов.

Магазинов в городе мало. Все, в основном, продуктовые. Для того, чтобы приобрести что-нибудь интересное или необычное, то следует ехать в столицу. Всего один час поездки на электричке и Вы можете купить все, что Вам необходимо.

Население Жодино

Численность людей в Жодино не превышает семидесяти тысяч человек. Население в городе - русскоязычное, так как является бывшей страной союза, а также дружественной страной Российской Федерации. Однако по национальному составу тут все достаточно ожидаемо. 88% всех жителей Жодино составляют белорусы, 8% русские, оставшиеся 4 процента приходятся на украинцев, евреев, армян и других. Надо отметить, что в городе нет никаких диаспор на национальной основе. Все люди в городе Жодино очень дружелюбные и общительные.

О климате

Климат в Жодино умеренно-континентальный, который характерен для всей Белоруссии в целом. Самым жарким месяцем является июль, где температура не переваливает за 35 градусов Цельсия, а в среднем показывает температуру в 20-25 градусов. Самым холодным является январь со средней месячной температурой минус шесть градусов Цельсия. Рекорд холода составляет -41 градус Цельсия. Что касается осадков, то их в период осень-зима достаточно много. Осень получается достаточно дождливой, а зима - снежной. Самый удачный период для поездки в Жодино - май. В этот период меньше осадков, а погода не такая душная, как летом.


Своё название город Жодино скорее всего получил от небольшой речушки Жодинки - притока реки Плисса. Первое документальное упоминание о селении “Жодина Слобода” относится к 1688 году. С XVII века оно входит в состав Минского воеводства Великого княжества Литовского и принадлежит магнатам Радивилам. После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 г.) Жодина Слобода входит в состав Российской империи - селением Смолевичской волости, Борисовского повета, Минской губернии.
Около 100 лет назад вице-председатель Императорского русского географического общества В.П.Семенов в “Географическом описании нашего Отечества” отмечает: “На 19 -й версте от станции и города Борисова лежит станция Жодино, отгружающая до 100 тысяч пудов лесных материалов и дров. Вблизи ее и речки Жодинки расположено село Жодино с Петропавловской деревянной церковью и школой…”.
Через селение дважды проходит шквал Отечественной войны 1812 года. В 1886 году в нём насчитывается 470 жителей, имеется церковь, народное училище, водяная мельница, корчма, лавка и кузница. Основное занятие населения - сельское хозяйство, деревообработка, сплав леса, ткачество, мелкая торговля. В 1871 году через Жодино проходит железная дорога, строиться железнодорожная станция.
Не миновали жодинцев ни Первая мировая и Гражданская войны, ни кайзеровская и белопольская оккупации. На седьмой день Великой Отечественной войны село занято немецко-фашистскими захватчиками, но жители не сдались врагу – многие уходят в части Красной Армии, в партизанские отряды бригад “Разгром” и “Смерть фашизму”. На фронт ушли и не вернулись и пятеро сыновей Анастасии Фоминичны Куприяновой, младший из которых, Петр, за совершенный подвиг посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Память о них и матери – простой белорусской женщине, взрастившей и воспитавшей сыновей-героев, воплощена в монументе “Мать-патриотка”.
Фундаментом для возрождения Жодино после войны стало строительство Смолевичской ГРЭС и завода “Дормаш”. В последующие годы в соседних деревнях Заречье и Крушинник размещаются два республиканских НИИ – земледелия и животноводства. Новый этап активного развития Жодино связан с созданием на базе завода “Дормаш” Белорусского автомобильного завода по выпуску большегрузных автомобилей. Открытие предприятия дало мощный импульс для социально-экономического и культурного развития поселка. По мере увеличения промышленного потенциала БелАЗа, ведётся строительство жилья, растёт численность населения, обогащается его духовная жизнь.
Производственное объединение “БелАЗ” – единственное в СНГ специализированное предприятие по производству большегрузных карьерных самосвалов. Жодино одно из немногих мест в мире, где серийно выпускается подобная технику.
7 марта 1963 года Указом Президиума Верховного Совета БССР Жодино присвоен статус города областного подчинения.
В 1998 году город машиностроителей, швейников, энергетиков, строителей и ученых отметил свой 35 -й летний юбилей. Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Компьютеры и современные гаджеты